Габионы — это прочные, гибкие и дренируемые конструкции. В отличие от железобетона. Если с жёсткой конструкцией бетона происходят какие-либо деформации, допустим, по причине просадки основания, подмыва грунтовыми водами, внешнего воздействия, то в ней образуются трещины. Вода попадает в них, разрывает бетон — он теряет свои защитные свойства и несущую способность. В случае с габионами несущая способность и защитные характеристики сохраняется полностью.
Габионы или железобетон на конусе моста?
В случае подмыва происходит лишь несущественная просадка участка габионной конструкции, и дальше эрозийный процесс не развивается. Самое страшное для бетона — проникновение воды внутрь сооружения. После проникновения воды начинается вымыв. Основание подмывается, и участки бетона «зависают в воздухе», после чего легко ломаются. В этом случае сооружение ремонту не подлежит. Габионы же за счёт, прежде всего, своей гибкости, лучше сопротивляются процессам, связанным с воздействием воды.
Эксплуатация габионного сооружения на конусах моста
Защита конусов моста габионными матрацами подразумевает, что минимум на 50 лет проблема укрепления решена. Монолитный железобетон придёт в негодность естественным образом лет через 20. И это в лучшем случае! А если учесть нарушения в работе ливневой канализации (мы не говорим даже про нарушения при строительстве — и это не редкость), то лет через 10.
На этот бетон начнёт течь вода сверху с моста и с дороги, с асфальта. Снизу тяжелую железобетонную конструкцию подмывает при паводках... Процесс от микротрещин в бетоне до провалов протекает сравнительно быстро. Кроме того, через микротрещины проникает не только вода, но и растительность. А она лишь дополнительно ускоряет процесс разрушения.
Габион же не боится ни воды, ни прорастания травы сквозь него. Наоборот, растительность в габионе лишь дополнительно консолидирует матрац с основанием сооружения. Матрацно-тюфячному габиону всё равно, по большому счету, правильно ли работает ливневая канализация на мосту и возле моста и сколько на него будет воды литься сверху или снизу при половодье. Матрац нивелирует возможные ошибки и возможные сезонные нарушения в работе ливневой канализации. Он легко дренируется и пропускает воду.
Если затронуть вопрос обслуживания габионного сооружения на конусах моста, то вся эксплуатация заключается только в периодическом покосе травы с поверхности матрацев. С точки зрения ремонтопригодности габионы ремонтируются гораздо проще. Если, например, произошла просадка участка габионной конструкции, этот участок ремонтируют без затрагивания всей площади сооружения. Причём ремонт производится минимальными силами и средствами эксплуатирующей организации.
Технологичность строительно-монтажных работ
Если сравнивать сложность СМР по сооружению монолитного железобетона и габионной конструкции на конусе моста, следует иметь в ввиду, что количество бетона в рассматриваемом сооружении будет таким же, как количество каменного материала в габионном матраце.
Бетон заливают обычно толщиной 20-25 см и матрацно-тюфячный габион (аналог матрацев Рено) используют высотой 23 или 30 см. То есть в объёме строительного материала бетон и габионы примерно равны. Но технологичность процесса СМР при заливке бетона на таком серьезном откосе, как конус моста, значительно сложнее.
Переменная крутизна боковых устоев моста от 1:2 до 1:25. «Идти в гору» бетоном значительно труднее, чем в стандартных условиях: устройство холодных швов, невозможность быстрой заливки из миксера. По естественным причинам бетон «скатывается», приходится применять присадки для быстрого застывания и/или заливать «по чайной ложке».
В сравнении с бетонированием укладка габионных матрацев неоспоримо выигрывает и по технологичности СМР — здесь нет разного рода подводных камней и сложностей.